Музей Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка является выдающимся и достойным примером того исключительного уважения и преданности к памятникам своего прошлого, каковыми выявили господа офицеры этого полка, сохранив свой Музей от гибели в страшные годы революции, гражданской войны, эвакуации и жизни в Европе, полной лишений и нищеты. Не есть ли история этого Музея одним из немногих примеров, вызывающих чувства восхищения тех, кому дорога память нашей военной старины!
Этот музей был основан в Санкт-Петербурге (к сожалению, у нас нет даты его основания) по инициативе и на средства г.г. офицеров Лейб-Гвардии казачьего Е.В. полка. Все дальнейшее пополнение содержание его производилось также их же силами и средствами.
После революции 1917 года, когда у кормила государственной власти встал Керенский, Музей был перевезен на Дон. В 1919 году он был эвакуирован в Константинополь, а потом в Сербию, где и оставался до 1929 года. Затем оставшиеся в живых офицеры полка, жившие в это время во Франции, напрягли все силы, чтобы собрать нужную сумму денег для переотправки своего Музея в Париж, куда он после длительных хлопот и быль доставлен.
В первые годы он размещался в арендованном здании в Аньере, близ Парижа, а в настоящее время (т.е. в 40-х годах), как пишет нам хранитель Музея и последний командир полка, генерал-майор И.Н. Оприц, Музей располагает собственным поместительным каменным домом на 12 rue St Guillame, Courlevoie,Seine, France, кроме того, имеет свой отдел в Брюсселе в Музее Royal de Armee).
Далее, генерал Оприц сообщает, что Музей «существует исключительно на средства, даваемые и собираемые путем устройства вечеров однополчанами». Так как родоначальник Музея Лейб-Гвардии Казачий Его Величества полк был сформирован в 1775 году распоряжением императрицы Екатерины II и принимал участие во всех войнах в течении 150-летней своей истории (до конца 1-й Мировой войны), то эта долгая боевая служба позволила постепенно накопить массу всевозможных реликвий и трофеев. И даже теперь, когда за годы эвакуации и переездов Музея было много утеряно или оставлено намеренно (пропала библиотека, начатая при императоре Николае I, брошено дорогое столовое стекло и пр.) все же в этом Музее имеются ценнейшие уники военной истории и быта.
Н. Вакар в своей статье, посвященной Музею, сообщает о следующих его ценностях: «Картины Музея изображают Лейб-Гвардии Казачий полк в бою под Лейпцигом 4 октября 1813 года и в атаке под Фершампениаз 13-го 1813 года». Висят масленые портреты донских атаманов от времен Екатерины II и всех командиров полка до генерала И.Н. Оприца. Хранятся личные приказы и рескрипты Императоров Павла I и Александра I, а также подлинные документы, относящиеся к компании 1812-14 гг. Среди них письма казаков из Парижа на родину в 1814 году, казачьи мундиры Императоров Николая I, Александра II, Александра III, Наследника Цесаревича, Коллекция автографов Наполеона, всех его маршалов, министров и генералов. Особенно интересно собрание французских гравюр, относящихся к пребыванию русских войск в Париже. В Музее собраны почти все гравюры, изданные во Франции, в связи с компанией 1812 года (свыше 700 номеров) – это чрезвычайно ценная коллекция и редчайшая.
Другим сокровищем является редкое собрание русских и выбитых иностранцами в честь России и русских полководцев медалей: Полковой Образ, именные бокалы, кубок Атамана Платова, полковое серебро, серебряная братина весом около 3-х пудов, подаренная полку в память Лейпцигской битвы, бокал с надписью на белой эмали: «В память взятия Парижа, 19 марта 1814 года».
В Париже Музей обогатился частными ценными коллекциями, пожертвованными Д. Ознобишиным и другими. Так, на трудовых жертвенных грошах держалось большое и ценное русское дело — заканчивает Н. Вакар. Хвала и честь всем, кто оберег и поддерживает это ценное хранилище памятников нашей былой Истории.
В музее хранятся знамена, форма, картины, награды Русской Императорской армии, прежде всего Гвардии и казачества. Здесь находится даже седло самого Атамана Платова (!) и форма Главнокомандующего Русской Армии генерала Врангеля.
Музей является негосударственным учреждением культуры с особым порядком допуска.
Источник: paris1814.com