Михаил Михайлович Алфераки родился 9 июля 1889 года в Царском Селе в знаменитой высокообразованной семье греческого происхождения. Его родовое гнездо находилось далеко от Петербурга – в Таганроге, где в прежнем семейном дворце Алфераки ныне разместился Таганрогский краеведческий музей.
Отец Михаила Михайловича Михаил Николаевич Алфераки (1852-1915) был цензором Главного управления по делам печати, действительным статским советником и камергером Высочайшего Двора и коллекционером картин Карла Брюллова. Помимо своих дворцовых и общественных обязанностей он успешно занимался музыкой, был великолепным скрипачом, в прошлом учеником Л.С. Ауэра. Не раз по вечерам до детской доносились звуки «Хауз Мюзик Концерт», и его дети Софа, Миша, Ната и Мая засыпали как в раю.
Мать Михаила Михайловича Мария Николаевна Алфераки, в девичестве Грекова (ум. в 1911 году), тоже происходила из известного дворянского рода России.
Его старший дядя Алфераки Ахиллес Николаевич (1846–1919) – российский композитор и государственный деятель, был действительным статским советником, директором-распорядителем Российского телеграфного агентства (1899), автором романсов и оперы «Лесной царь». Он окончил историко-философский факультет Московского университета, являлся видным землевладельцем Екатеринославской губернии, а до этого служил в Москве.
Младший дядя Алфераки Сергей Николаевич (1850–1918) – знаменитый российский орнитолог и энтомолог, автор хорошо известной и часто цитируемой работы «Птицы Восточного Приазовья» (1910), был действительным членом Императорского Русского географического общества, вицепрезидентом Русского энтомологического общества, корреспондентом Зоологического музея Императорской Академии наук (1901). Сергей Николаевич учился в Московском университете, путешествовал по Тянь-Шаню, о чем написал путевые записки (важно отметить, что экспедиция была организована им на собственные средства), и жил в СанктПетербурге.
Под влиянием именно этого младшего дяди Сергея Николаевича у молодого Михаила Михайловича проявился интерес к живой природе, хотя он выбрал себе жизненный путь военного и закончил в 1909 году Пажеский Его Величества корпус. В Великую войну он был ранен, а в переломном 1917 году, будучи адъютантом войск наказного атамана войска Донского и в чине подъесаула Казачьего полка, за храбрость Высочайшим приказом от 10 февраля 1917 года был награжден Георгиевским оружием. С 13 по 17 января 1918 года являлся командиром лейб-гвардии Казачьего полка и принял участие в Гражданской войне в составе Донской армии, в которой дослужился до звания полковника и вышел в отставку 24 июня 1920 года.
Эвакуирован в начале 1920 года из Новороссийска на корабле «Борис». В эмиграции жил на родине своих давних предков в Греции, где и скончался в госпитале от болезни в конце декабря 1958 года в возрасте 69 лет. Его могила сохранилась и находится в приличном состоянии на русском военном кладбище в городе Пирей (порт Афин).
У Михаила Михайловича были три сестры: Мария Михайловна (Бетулинская) (15 мая 1886–1982), Наталия Михайловна (Плетнева) (2 сент. 1891–1971) и София Михайловна (Уварова) (25 дек. 1893–16 фев. 1953). Его племянница, дочь сестры Марии Михайловны Бетулинской (1886- 1982) – Анна Юрьевна Смирнова-Бетулинская (1917-2006) стала знаменитой Анной Марли – певицей и героем французского Сопротивления, имя которой в последние десятилетия возвращается в Россию. Недавно в Москве отдельной книгой вышли ее воспоминания «Певец Свободы».
Стараниями одного из соавторов (ИФ) в Музее Русской культуры города Сан-Франциско, в личном архиве известного русского натуралиста Маньчжурии Анатолия Стефановича Лукашкина (1902-1988), в папке с перепиской за 1949-1960 годы между ним и автором ряда книг Петром Петровичем Балакшиным (1898-1990) недавно обнаружены несколько писем, проливающих свет на судьбу дневниковых записок Михаила Михайловича Алфераки. Его вдова Татьяна Петровна (дочь Петра Петровича Янова, родившаяся примерно в 1895 году) после смерти мужа переправила эти дневники в архив в Калифорнию для использования будущими исследователями, тем самым сохранив их для науки. Затем в этом же архиве была найдена папка с перепиской между А.С. Лукашкиным и М.М.Алфераки (1958 г.) и Т.П.Алфераки (1959-1963 гг.).
Любопытно, что Татьяна Петровна во многом разделяла интересы своего мужа: охотилась и рыбачила вместе с ним и, как он сам писал, помогала ему в съемке шкурок с птиц, что в те годы женщины делали исключительно редко. И вот теперь, спустя полвека после ухода из жизни автора и почти столетие после описываемых событий, его дневниковые записи вводятся в научный оборот. Под общим названием «Птицы Дона» они состоят из 9 тетрадей. В каждой тетради пронумеровано 64 страницы.
Наблюдения даны в хронологическом порядке, охватывая период с 1909 по 1919 годы, а расположение 278 видов идет в систематической порядке. Для каждого вида указаны английское и французское названия. Автор не только широко цитирует известную литературу по птицам региона, но постоянно приводит и свои собственные наблюдения по результатам охотничьих вылазок и других экскурсий. Тетради иллюстрированы как оригинальными рисунками его тестя Петра Ивановича Янова (1864-1937), сделанными простым и цветными карандашами (около 30), так и вклейками открыток и цветных изображений описываемых видов птиц из других изданий.
Особую ценность представляют наблюдения автора, проведенные в годы Гражданской войны (1917-1920), когда многие села и станицы многократно переходили из рук в руки, и большинству людей было абсолютно не до птиц. Записи сделаны аккуратным почерком, но хорошо видно, что тетради пополнялись наблюдениями в разные годы, поскольку велись разными чернилами и вносились через большие интервалы времени. Автор отлично понимал ценность этих записей и перевозил их с собой из страны в страну в качестве одной из самых ценных семейных реликвий. Действительно, извилист был их путь: Россия-Турция-Греция-США. В Америку записи попали уже после смерти Михаила Михайловича. Детей у Михаила Михайловича и Татьяны Петровны не было.
В первых двух частях библиографического указателя «Птицы СССР», вышедших в Санкт-Петербурге за 1881-1917 годы в 1972 г. и за 1918-1945 в 1979 году, не указано ни одной печатной работы Михаила Михайловича. Это очень досадно, потому что некоторые наблюдения по тератологии (уродствам) птиц, например, большого подорлика с 4 лапами и самки степного луня с левой лапой без когтей на передних пальцах и отсутствующим задним пальцем (видимо, с самого рождения), добытой 11 августа 1909 г., крайне любопытны.
Михаил Михайлович не только зафиксировал эти встречи птиц, но и зарисовал их. Эти наблюдения были произведены задолго до повышенного радиационного фона и по этой причине не могут быть объяснены какими-либо мутациями в результате человеческой деятельности. Безусловно, что некоторые записи не только казака и храброго воина, но и тонкого наблюдателя птиц и путешественника и поныне не потеряли своей актуальности и должны быть опубликованы как можно скорее.
Ив Франкьен, Музей русской культуры г. Сан-Франциско
Евгений Шергалин, Мензбировское орнитологическое общество