ИКОНА, НАПИСАННАЯ ТЕРСКИМ КАЗАКОМ ПЕРЕДАНА В СТАНИЦУ ЧЕРВЛЁННУЮ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

К ПРОЕКТУ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ НОВЫЕ ВОЛОНТЕРЫ
22.06.2021
ИКОНА ПОБЫВАЛА НА СЛУЖБЕ В СТАНИЦЕ ШЕЛКОВСКОЙ
07.07.2021

Терский казак создал образ Божией Матери с Младенцем в 1945 году, находясь в беженском лагере для перемещенных лиц в Баварии. Краски для рисования взял со стены комнаты, где жил вместе с семьей. Икона передана на родину автора, благодаря участникам проекта «Наследие покинувших Родину».

История имен маленькой часовни

В станице Червлённой 26 июня 2021 года около Никольской часовни было многолюдно. Здесь собрались местные казаки и православные жители из близлежащих населенных пунктов. Прибыл из Пятигорска атаман Терского казачьего войска Виталий Владимирович Кузнецов.

Также приехали делегации из Ставрополя, Кабардино-Балкарии и гости из Санкт-Петербурга. Православные собрались, чтобы помолиться и стать свидетелями исторического момента – принятия в дар иконы Богоматери, которую передал атаман Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии Михаил Дзюба. Казаки Чехии являются партнерами проекта, а сам атаман Дзюба – хранителем архива семьи казака-белоэмигранта Карпушкина и консультантом проекта «Наследие покинувших Родину».

В этот день маленькая часовня не смогла вместить всех молящихся. Отец Сергий, настоятель храма Великомученицы Варвары станицы Шелковской, отслужил панихиду по усопшим и убиенным казакам. А затем рассказал историю этой маленькой часовни.

Когда-то она называлась Троицкой и стояла в горах на территории воинской части. Но после расформирования военного объекта часовню решили перенести в Червлённую, где не было собственного храма. Существовавший в станице до Великой Отечественной войны храм Святителя Николая был разрушен богоборцами в 1944 году. Сейчас на этом месте находится местный Дом культуры.

Троицкая часовня в воинской части была построена из дерева. Ее вполне можно было разобрать по бревнышку и перевезти, как это всегда делалось в стародавние времена. Для нового месторасположения выбрали открытое пространство рядом с червлёнским православным кладбищем. В 2011 году эту землю освятили. Постепенно все части были доставлены на новое место, а само строение возведено заново. Этот процесс занял два года, после чего Владыка Варлаам уже на новом месте снова освятил часовню в честь Святой Троицы. Несколько позже состоялось еще одно освящение в честь Святителя Николая – по имени святого, чье имя носил разрушенный червлёнский храм. И сейчас жители станицы называют свою часовню Николаевской.

Боголюбивым червлёнцам

После панихиды состоялось торжественное вручение иконы Божией Матери с Младенцем, которую передали в Россию из Чехии через Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.

Сейчас иконе 76 лет. Она побывала в Германии, Италии, Бразилии, США, Чехии, разделяя непростую судьбу Виктора Карпушкина и его семьи. Перед этим образом они молились в эмиграции и просили заступничества у Матери Божией. Ни на минуту терский казак не забывал своих корней, свою родную станицу. Но мечта его о возвращении домой так и не исполнилась. Однако сохранились в семейных казачьих архивах за рубежом среди личных вещей вот такие предметы, наполненные необыкновенной силой духа и воли людей, живших еще в царской России.

Мы верим, что обязательно настанет день и в станице Червлённой будет свой храм, где эта икона займет достойное место. А пока она будет храниться в Никольской часовне, и каждый православный житель сможет поклониться этому образу, произнести молитву и попросить помощи.

Икону из рук войскового атамана с благодарностью принял отец Сергий. После чего прихожане приложились к образу Богоматери.

Говоря об иконе, руководитель проекта «Наследие покинувших Родину» Ирина Щербакова отметила, что образ не соответствует иконописным канонам. Однако, учитывая обстоятельства и место создания, без сомнения, представляет большую историческую ценность. Автор, скорее всего, писал икону по памяти, не имея перед собой никаких других образов для примера. Эмигранты, поселившиеся на землях с чужой религией, говорили: «Нам некогда было соблюдать каноны, нам нужно было молиться…».

Ранее оценку этому образу дал преподаватель церковного искусства Ставропольской духовной семинарии иерей Давид Владимирович Хурумов.

– Эта икона слишком вольная и свободная в плане иконографическом, – заключил искусствовед. – Есть определенное сходство со Скоропослушницей, но это не она. Есть сходство с Иверской, но это тоже не она. Может быть, он просто по мотивам нескольких образов писал, может, у него действительно какой-то образ был перед глазами – мы не знаем.

О станичных фамилиях и старинном наречии

В этот памятный день участники проекта «Наследие покинувших Родину» привезли казакам Чеченской республики еще один подарок – это недавно отпечатанные мемуары их земляка.

В заключительной части мероприятия атаман ТКВ Виталий Кузнецов вручил Ирине Щербаковой и руководителю молодежной организации ТКВ Игорю Кочубееву наградные кресты, выпущенные Всеказачьим Союзом Чешских земель к 100-летию Русского исхода. Эти награды передал атаман Михаил Дзюба, когда находился в России на Международных образовательных чтениях в Москве.

После окончания мероприятия в Червлённой уже в неофициальной обстановке участники проекта поговорили с пожилыми станичниками. Женщины радостно оживились, узнав, что автор упоминает слово «дЮдинька», что значит ласково «дедушка». Оказывается, сейчас это слово и его производные все еще здесь в ходу, но теперь к старикам чаще обращаются как «дЮдька». А вот узнать старинную песню, о которой Карпушкин пишет в своей рукописи, так и не удалось. Никто даже не слышал припева «Рано-поздно, четыре копейки…». Так что команде «Наследия покинувших Родину» предстоит еще много поисковой работы.

Александр Сарычев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *