Уссурийский атаман Иван Павлович Калмыков. Часть 1.

Уссурийский атаман Иван Павлович Калмыков. 2 часть
27.05.2021
Из истории Собственного Его Императорского Величества Конвоя
27.05.2021

Уссурийский войсковой атаман Иван Павлович Калмыков родился 5 сентября 1890 года в станице Грозненской Кизлярского отдела Терского казачьего войска. По одной версии его отец был потомком казаков Харьковского слободского полка, сформированного в XVII веке при царе Алексее Михайловиче из рода Калмыковых, а мать местная терская казачка станицы Грозненской. По другой версии именно мать была урожденной Калмыковой. Парадокс заключается в том, что на берегах Терека действительно проживали казаки нескольких не связанных родством семей Калмыковых в станицах Прохладной и Екатериноградской Моздокского отдела, в станице Ардонской Сунженского отдела и в станице Курдюковской Кизлярского отдела. Также в крупных станицах и городах проживали мещане – торговцы Калмыковы.


Начальное образование Иван Калмыков получил в станичном однаклассном училище, затем воспитывался в Александровской миссионерской духовной семинарии в селении Ардон Терской области, в которой окончил 4 класса.
8 сентября 1909 года в возрасте 19 лет по направлению атамана станицы Грозненской и атамана Кизляро-Гребенского отдела был принят в Тифлисское Великого князя Михаила Николаевича юнкерское военное училище юнкером рядового звания. Через год 7 ноября 1910 года за успехи в обучении был произведен в унтер-офицеры
По окончании Тифлисского юнкерского военного училища по 1-му разряду, 6 августа 1912 года был произведен в подпоручики со старшинством с 6 августа 1911 года и направлен в 3-й Сибирский саперный батальон, квартировавший в селении Спасское, Приморской области. Прибыв в батальон, был назначен младшим офицером во 2-ю Саперную роту.

Калмыков Иван Павлович

Исправно служа в саперном батальоне, подпоручик Калмыков тешит себя надежной «применить эти познания в конно-саперной команде, при условии перевода в ряды казаков». Через год, 30 октября 1913 года подпоручик Иван Павлович Калмыков подал на имя командира 2-й Саперной роты рапорт с просьбой «ходатайства о переводе его для пользы службы в Уссурийский казачий дивизион» как родового казака. При этом он скрыл, что казаком является лишь по материнской линии, а это по суровым реалиям того времени не давало права на казачье звание. Он настойчив в своем желании, и это вызывает понимание армейского командования.
2 января 1914 года временно исполняющий должность Наказного атамана Уссурийского казачьего войска полковник Евгений Борисович Крузе сообщил в Главный штаб, что переводу Калмыкова в Уссурийский казачий полк с переименованием его в хорунжие «с моей стороны препятствий не встречается». И Высочайшим приказом от 20 января 1914 года перевод Калмыкова в Уссурийский казачий полк был разрешен.

20 мая 1914 года начальник 5-го Сибирского армейского корпуса рапортом в Главный штаб донес, что, в соответствии с Высочайшим приказом от 20 января 1914 года, 3-го Сибирского саперного батальона подпоручик Калмыков переведен на службу в Уссурийский казачий полк с переименованием его в хорунжие. Так Иван Павлович Калмыков, не имея на то фактических прав, стал уссурийским казаком. В дальнейшем его не дальновидные недоброжелатели ему это не раз напомнят.
1 августа 1914 года Германская империя объявила войну Российской империи, началась Первая мировая война. В октябре 1914 года хорунжий Иван Калмыков в составе Уссурийского казачьего полка Уссурийской конной бригады отправляется на фронт.

С начала ноября 1914 года Уссурийская конная бригада пересекла всю территорию Российской империи добралась до западных ее границ, где в составе Северо-Западного фронта в ноябре-декабре 1914 года оперировала севернее Варшавы, в районе городов Цеханова и Млавы.
В феврале 1915 года Уссурийская конная бригада в составе 12-й армии участвовала в боях под городом Праснышем, располагаясь западнее реки Оржиц. В период тех боев Уссурийской конный полк отличился при взятии деревни Нисковизна, в бою за переправу у деревни Рудка Скрода, а также в бою у деревни Порцяги, где выручил 16-ю роту 39-го Сибирского стрелкового полка 4-го Сибирского армейского корпуса.
В марте 1915 года командир Уссурийского конного полка Борис Георгиевич Савицкий в своем приказе по полку выносит хорунжему Ивану Павловичу Калмыкову «особую благодарность за разведку и охранение нашего левого фланга и за работу в тылу противника».

В мае после небольшого отдыха, Уссурийская бригада сначала вела оборонительные бои на рубеже реки Нарев, затем действовала в западной Курляндии. Хорунжий Иван Калмыков зарекомендовал себя храбрым и исполнительным офицером и 27 мая 1915 года Высочайшим приказом «за боевые отличия» был награжден орденом Святой Анны III степени с мечами и бантом.
С конца мая до 2 июля 1915 года Уссурийская конная бригада входила в отряд генерал-майора графа Михаила Николаевича Граббе, при содействии 17-й пехотной дивизии удерживала позиции на правом берегу реки Венты от Окмян до железной дороги Либава – Митава. Бригада выделялась умением вести бой и в пешем строю, считалась особенно устойчивым соединением и использовалась как подвижный резерв.

В июне в бою под деревней Лелайцы, хорунжий Калмыков командуя казачьей сотней, устраивает засаду, благодаря чему один из немецких конных полков понес потери и отступил.
В ночь на 2 июля бригада сдала позиции соседям и совершила 20-ти километровый фланговый марш на север, в район Поднек. Здесь днем 2 июля Уссурийская конная бригада в количестве 18 эскадронов и сотен при 10 орудиях вела бой с германской 41-й пехотной дивизией состоявшей из 12 батальонов при 80 орудиях. Во время многочасового боя бригада не только задержала продвижение германской дивизии на этом участке фронта, но и дала возможность подошедшей 13-й Сибирской стрелковой дивизии закрепиться на новых обороняемых рубежах.
3 июня 1915 года Уссурийская конная бригада была временно подчинена командиру 7-го Сибирского армейского корпуса генерал-лейтенанту Николаю Ильичу Сулимову, и весь день вела бой с германской 6-й кавалерийской дивизией у Альт Жвардена, а вечером отошла к Екендорфу для прикрытия правого фланга указанного корпуса. Ведя бой с германской кавалерий, бригада к вечеру 5 июля отошла к Гофцумбергу и вошла в конный отряд генерал-лейтенанта князя Георгия Ивановича Трубецкого.
10 июля бригада вела бой с германским кавалерийским корпусом Эберхарда Шметтова у Шукштаны. Затем Уссурийская конная бригада в составе 5-й армии поучаствовала в сражении под городом Шавли. После чего заметно подуставшая и поредевшая бригада была отведена в тыл для кратковременного отдыха и пополнения и переформирования. Во время переформирования бригады 6 августа

1915 года хорунжий Иван Павлович Калмыков был назначен начальником штатной пулеметной команды.
В Виленском сражении Уссурийская конная бригада с 15 августа 1915 года действовала в составе конного отряда генерал-лейтенанта Николая Николаевича Казнакова, заняв рубеж Мишнюны – озеро и река Кертуша до имения Вороновск. Отряд Казнакова, подчиняясь 5-й армии, прикрывал правый фланг 10-й армии. В конце августа бригада занимала позиции по озерам Болоша и Донгис, последовательно вела бои против 10-й ландверной (второочередное войсковое формирование из военнообязанных запаса 2-й очереди – Э.Б.) и 58-й пехотных дивизий. В начале сентября 1915 года соединение действовало в районе Двинска. Особенно отличились уссурийские казаки во время Свенцянского прорыва. В боях под фермою Зосино 17 сентября 1915 года хорунжий Иван Калмыков был ранен, но, несмотря на тяжесть ранения, остался в строю и продолжил бой до его окончания. За этот бой Высочайшим приказом от 8 сентября 1915 года он был награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», а за бои в районе Козан и Поставы 20 сентября того же года был награжден орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом.
В октябре – декабре 1915 года Уссурийская конная бригада была переформирована в Уссурийскую казачью дивизию.

12 декабря 1915 года приказом № 1290 по Уссурийскому казачьему войску объявлялось, что Высочайшим приказом 21 ноября 1915 года хорунжий Калмыков произведен в сотники по выслуге лет со старшинством от 6 августа 1915 года.
К лету 1916 года Уссурийская казачья дивизия находилась в резерве Северного фронта. Однако С 5 по 10 июня 1916 года в срочном порядке была перевезена по железной дороге из Вендена в Каменец-Подольский и вошла в оперативное подчинение 9-й армии Юго-Западного фронта. Из Каменец-Подольского дивизия 27 июня походным порядком выступила для прорыва в Буковину. В описании боевых действий об этом эпизоде говорится: «…Весь поход от Каменец-Подольского до Шипоткамеране дивизия совершила в три дня, делая по 60-70 верст в сутки при чрезвычайно скверном состоянии дорог и отсутствии мостов». Сделав такой поход, не отдыхая дивизия уже 29 июня выступила из Шипоткамеране в наступление. «Наступление проходило в горах, – читаем долее в документе, – по бездорожью, под проливным дождем, не имея фуража и продовольствия, вследствие чего, дойдя до соприкосновения с противником, вперед двигаться не представляло возможности, интендантство отстало, а кроме того дождями испортило все пути…». Тем не менее, несмотря на бездорожье и дожди, дивизия подключилась к боевым действиям войск 9-й армии и до октября вела оппозиционные бои в лесистых Карпатах. Здесь за боевые отличия сотник Уссурийского казачьего полка Иван Павлович Калмыков Высочайшими приказами от 7 ноября был награжден орденом Святого Станислава II степени, и от 8 ноября 1916 года орденом Святого равноапостольного князя Владимира IV степени с мечами и бантом.
На 24 ноября 1916 года сотник Иван Павлович Калмыков – командир 4-й сотни Уссурийского казачьего полка.

В конце ноября 1916 года Уссурийская дивизия совершила 10-дневный переход из Буковин в Румынию, где в декабре выполняя союзнический долг, прикрывала отступление румынской армии на рубеже реки Сереет. После отхода дивизия находилась в резерве в районе Текучи-Бырлат, а в январе 1917 года для облегчения фуражного довольствия была переведена в район Кишинева.
За декабрьские бои сотник Калмыков был награжден Георгиевским оружием с надписью «За храбрость». Так в приказе по амии и флоту от 2 октября 1917 года говорилось: «за то, что будучи в чине сотника, в бою 17-го декабря 1916 года на гребне Пояна-Кирияк, командуя 2 ½ сотнями и охраняя правый фланг 12-й Румынской пехотной дивизии, отходившей в долину реки Солчия, удержал свою позицию и тем обеспечил отход Румынской дивизии, несмотря на неоднократные и упорные атаки германцев, настойчиво стремившихся сбить казаков, чтобы выйти в тыл и окружить Румын». В начале 1917 года Иван Павлович Калмыков был произведен в подъесаулы.
Февральскую революцию подъесаул Калмыков встретил без неприязни, позднее даже вспоминая о пользе знакомства «с началами истинного народовластия» с иронией. Свобода и демократия пустили корни на передовой, где нижние чины перестали доверять офицерам, где команды не исполнялись безоговорочно, а выносились на обсуждение солдатских комитетов. А за неисполнение приказов Калмыков стал применять в отношении подчиненных кулачную расправу, не принятую в казачьих частях. Рядовые казаки в полковом комитете потребовали его удаления из полка.
Подлило масло в огонь и то обстоятельство, что кое кто из сослуживцев вдруг неожиданно для всех посчитали себя обманутыми Калмыковым, назвавшимся родовым терским казаком. Нашлись дотошные офицеры, которые не поленились и направили запрос во Владикавказ, в штаб Терского казачьего войска, откуда поступило уведомление, что таковой в списках не значится. Все эти события совпали по времени с Награждением Ивана Павловича за храбрость Георгиевским оружием. И вместе с получением столь высокой и почетной наградой подъесаул Калмыков был отчислен из полка в войсковой резерв.

Отчисленный из полка Калмыков возвращается в Приморье, где начиналась его армейская и казачья служба. По прибытию на место приписывается к Уссурийскому казачьему войску в станицу Гродеково. Увенчанный наградами он сразу же попадает в поле зрения и 3 октября 1917 года на 3-м Войсковом круге Уссурийского казачьего войска в городе Никольск-Уссурийском избирается заместителем Войскового атамана есаула Николая Львовича Попова.
Октябрьская революция 1917 года повернула историю уссурийских казаков на новые пути. Войсковое правление объявило о созыве нового Войскового круга для решения вопроса об отношении к советской власти. При этом необходимо отметить, что прибывшие в начале января 1918 года с фронта казаки Уссурийского казачьего полка и дивизиона в массе своей были настроены пробольшевистски. А основная часть станичников, в целом была против насаждавшейся уже повсеместно Советской власти.

Что касается подъесаула Ивана Павловича Калмыкова, то став заместителем Войскового атамана он мысля дальновидно, стал контактировать с представителями союзников на Дальнем Востоке. Так в январе 1918 года им были установлены контакты с английским майором Данлопом и японцами – генералом Накашима и подполковником Сакабе.
Проходивший с 20 по 31 января в городе Никольск-Уссурийском 4-й Войсковой круг не признал советскую власть, осудил разгон Учредительного собрания и объявил об автономии Уссурийского казачьего войска. Войсковым атаманом был избран подъесаул Калмыков. Здесь же на кругу Иван Павлович был произведен в есаулы.
Однако не все станицы и поселки поддержали решения Круга. Многие высказались в поддержку Советской власти. С этого момента между атаманом Иваном Павловичем Калмыковым и лидером пробольшевистских сил вахмистром Гавриилом Матвеевичем Шевченко развернулась беспощадная борьба за власть в войске.
В феврале, сразу после завершения Войскового круга, вновь избранный Войсковой атаман Калмыков издал приказ о мобилизации казаков южных округов – Гродековского, Полтавского, Платоно-Александровского и станицы Вольной. Мобилизованные должны были явиться в Гродеково. Однако объявленная мобилизация не имела большого успеха, на нее откликнулось небольшое количество уссурийских казаков.

Проходивший 3-5 марта 1918 года в городе Имане 5-й Войсковой круг вновь не признал Советскую власть, но и фронтовики в свою очередь отказались считать признать атаманом Уссурийского казачьего войска есаула Калмыкова. Тогда Иван Павлович 6 марта совместно с англичанами и японцами разработал план свержения советской власти в Приморье. Согласно этому плану атаман Калмыков должен был объединить все дальневосточные казачьи силы и создать боеспособный отряд до 4 тысяч человек. Представители союзных держав в свою очередь обещали деньги и оружие. Вскоре генерал Накашима вручил Калмыкову 1 миллион рублей, более скромную сумму дали и англичане.

12 марта 1918 года, опасаясь ареста, атаман Калмыков вынужден был бежать на станцию Пограничная Китайско-Восточной железной дороги, где объявил о создании Особого Уссурийского казачьего отряда и мобилизации уссурийцев для борьбы с большевиками. В маю отряд в составе около 500 человек начинает вооруженную борьбу с установившейся в Приморье Советской властью.
В ответ на действия Калмыкова частное совещание делегатов Войскового круга 29 марта 1918 года заочно сместило Войскового атамана и членов Войскового правления со своих постов, объявило об упразднении уссурийского казачества и избрало Временный совет.
Проходивший 8-14 мая 1918года в городе Имане 5-й «Ликвидационный» круг признал Советскую власть, постановил ликвидировать уссурийское казачество, избрал Войсковой совет во главе со Степанов Васильевичем Кореневым. В конце мая 1918 года против отряда Калмыкова, взявшие власть большевики, сформировали красногвардейские отряды в составе отрядов моряков и рабочих из Владивостока и Никольска-Уссурийского, прибыли и отряды интернационалистов, состоявшие из чехов, венгров, австрийцев и немцев. Со временем образовался так называемый «Гродековский фронт», в составе которого был и отряд красных уссурийских казаков во главе с Гавриилом Матвеевичем Шевченко.

В первом ряду слева направо: Карл Аккерман, атаман Уссурийского казачьего войска И.П. Калмыков (1890–1920) и Герман Бернштейн. Хабаровск. 1919 г. Из собрания фотографий, хранящихся в библиотеке Университет Дьюка в городе Дарем (Северная Каролина, США).

К этому времени Калмыков начал совершать нападения на советскую территорию, сначала в районе станции Пограничной, затем территория действия Особого Уссурийского казачьего отряда существенно расширилась. К июню 1918 года отряд Калмыкова возрос до 300 штыков и 200 шашек. Кроме калмыковцев в районе станции Пограничной действовал и отряд в 300 человек под командованием подполковника Орлова. С 28 мая оба отряда уже действовали совместно и в течении июня-августа очистили от красногвардейских отрядов территорию вдоль железной дороги от Никольск-Уссурийского до Хабаровска. К середине июля отряд атамана Калмыкова насчитывал уже около 1200 штыков и шашек.
29 июня 1918 года во Владивостоке вспыхнул мятеж чехословацких войск. Отряды чехословаков численностью около 7000 человек двинулись на город Никольск-Уссурийский. В начале июля 1918 года против чехов и калмыковцев Советами был образован Уссурийский фронт.

3 июля начались бои между чехословаками и красногвардейцами вновь образованного Уссурийского фронта на подступах к городу, который был взят чехословаками уже 5 июля. Получив сообщение о чехословацком выступлении, командование Гродековского фронта сняло свои части с позиций и отвело их под Никольск-Уссурийский, оставив под Гродеково только слабые заслоны. После отвода частей Гродековского фронта отряд атамана Калмыкова немедленно вступил в бой с заслонами фронта и занял Гродеково 4 июля 1918 года.
В своем обращении 4 июля 1918 года атаман Калмыков извещал казаков, что продолжает вести борьбу с целью восстановления земских и городских самоуправлений, изгнания из пределов края немцев и большевиков, оказания помощи в доведении России до Учредительного собрания. Призывая казаков в свои ряды, Иван Павлович заявил, что как только край будет очищен от немцев и большевиков, обязанности Войскового атамана, возложенные на него 4-м Войсковым кругом, он с себя снимет.

Одновременно, в приказе за № 1 по Уссурийскому казачьему войску атаман ставил перед собой и войском следующие задачи: очищение территории войска от большевиков, свержение их власти в войске, после чего созыв 5-го правомочного Большого круга на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Атаман Калмыков, как глава Войскового правительства, восстановил его состав, избранный 4-м Войсковым кругом. Ввиду непризнания 4-м Кругом советской власти и Брестского мира, для восстановления германского фронта Калмыков приказал немедленно мобилизовать казаков 1918, 1917 и 1916 годов призыва, кто не был в боях на фронте. Одновременно, до проведения Войскового круга, атаман Калмыков отказался признавать какое-либо правительство, мотивируя это тем, что только Круг имеет право на такое признание. Данная позиция позволяла атаману Калмыкову занимать более или менее самостоятельное положение среди различных группировок на Дальнем Востоке.
5 июля 1918 года произошла встреча отряда атамана Калмыкова с чехословацкими частями генерала Михаила Константиновича Дитерихса. В Никольск-Уссурийском между атаманом Калмыковым, с одной стороны, представителями Временного правительства автономной Сибири, земской управы и чехами, с другой, прошли переговоры. Подводя им итог, чехи заявили, что во внутренние дела они не вмешиваются, но считают, что движение отрядов подполковника Орлова и атамана Калмыкова ввергнет население в новую гражданскую войну, а поэтому дальше станции Хорватово и Голенок они эти отряды не пустят.

Эдуард Бурда, кандидат исторических наук

Статья взята с сайта “Казачество Северного Кавказа”- http://kazachestvokavkaza.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *