Разгром 1-й Конной армии Буденного под станицей Ольгинской

Блаженны изгнанные правды ради
07.04.2021
Герой Первой мировой и Гражданской войн – генерал от авиации Вячеслав Ткачев
08.04.2021

19 января 1920 года у Донской станицы Ольгинской состоялось одно из крупнейших кавалерийских сражений Гражданской войны в России. В бою сошлось около 10 тысяч кавалеристов с обеих противоборствующих сторон.

Постановлением Реввоенсовета РСФСР от 16 января 1920 года для ликвидации Северокавказской группировки Вооруженных Сил Юга России и освобождения территории Северного Кавказа Юго-Восточный фронт был переименован в Кавказский. Командующим Кавказским фронтом был назначен Василий Иванович Шорин. Общая численность войск фронта составляла 47600 штыков, 22700 шашек при 590 орудиях и 2732 пулеметах. Согласно замыслам командования Кавказского фронта Красным армиям были поставлены следующие задачи: I-й Конной армии С. М. Буденного разгромить Добровольческую армию и занять рубеж Ейск, Кущевская; VIII-й армии Г. Я. Сокольникова нанести поражение 3-му Донскому корпусу и выйти на рубеж Кущевская, Мечетинская; IX-й армии разбить 1-й Донской корпус занять рубеж Мечетинская, Великокняжеская, затем направить конный корпус Б. М. Думенко для взятия Тихорецкой; 10-й армии разгромить 1-й Кубанский корпус и занять рубеж Великокняжеская, озеро Лопуховатое; XI-й армии вести наступление правофланговой группой на Торговую.


Расположение Вооруженных Сил Юга России за Доном в этот период было следующим:
– Фронт от устья Дона до Батайска занимал Добровольческий корпус, которому был придан Кубано-Терский корпус генерала Топоркова.
– По линии Ростов – Екатеринодар курсировали два легких бронепоезда.
– От Батайска вверх по левому берегу Дона до Цимлянской держала фронт Донская армия.
– От Батайска до Богаевской стоял 3-й Донской корпус. По другим данным, между Батайском и Ольгинской стояли кубанцы генерала Топоркова. «…Прочной связи у нас с донцами не было. Они видели нас, мы видели их – это все», – вспоминал офицер-кубанец А Корсон.
– По линии Дона у Богаевской – Раздорской – Семикаракорской держал позиции 2-й Донской корпус.
– От Семикаракорской до Цимлянской – 1-й Донской корпус. 4-й Донской корпус был отведен в тыл в район станицы Мечетинской и играл роль подвижного конного резерва. Правее Цимлянской отступала с боями за реку Сал Кавказская армия.
Донская армия оставалась самой многочисленной. По данным А. И. Деникина на 18 января:
– Донская армия составляла – 18622 штыка, 19140 шашек и 154 орудия;
– Добровольческая армия (в том числе в Крыму и на Одесском направлении) – 25927 штыков, 5505 шашек при 312 орудиях;
– Кубанцы – 5849 штыков, 2468 шашек и 36 орудий;
– Терцы – 1185 штыков, 1930 шашек и 7 орудий;
– Горцев – 490 штыков, 552 шашки и 8 орудий;
– Астраханцев – 468 шашек при 5 орудиях.
17-18 января I-я Конная армия С. М. Буденного и VIII-я Красная армии пытались формировать Дон, но не достигли успеха в связи с рано наступившей оттепелью и недостатком переправочных средств.

19 января I-я Конная армия, поддержанная на правом фланге 12-й стрелковой дивизией, а на левом – 16-й и 33-й стрелковыми дивизиями, наступавшими на Ольгинскую и Старочеркасскую, вновь перешла в наступление.
В этот день красноармейцы, овладев станицей Ольгинской, атаковали город Батайск. С рассветом 19 января красная кавалерия повела наступление от станицы Ольгинской, на хутор Злодейский, в обход Батайска.
Массовое скопление конницы противника у Нахичевани и переход через Дон были обнаружены Добровольческой разведкой около 7 часов утра, и в Батайск по тревоге были вызваны конница генерала Топоркова (1.580 шашек) и кавалерийская бригада генерала Барбовича (1.348 шашек). Терская конная дивизия выступила от хутора Злодейского навстречу коннице Буденного.
Около 10-11 часов утра части 4-й кавалерийской дивизии I-й Конной армии, двигавшейся мимо Батайска на хутор Злодейский, опрокинули слабую Кубанскую дивизию.
После этого завязался бой, который продолжался еще 4 часа. Терцы одновременно с генералом И. Г. Барбовичем и при поддержке бронепоездов и 1-го Корниловского Ударного полка нанесли удар кавалерии Буденного от южной части Батайска в восточном и северо-восточном направлениях.


У хутора Злодейский активно действовал 4-й Донской корпус генерала А. А. Павлова, вместе с которым терцы нанесли сильное поражение дивизиям Буденного под Батайском, после чего совместным ударом с 3-м и 4-м Донским корпусами неприятельские войска были отброшены за Дон, понеся большие потери.
Центральный момент боя связанный непосредственно с лихой атакой терцев подробно описал в своих воспоминаниях командир 1-го эскадрона Сводно-Гвардейского кавалерийского полка подполковник Г. Г. Раух: «Конница генерала Барбовича подошла к сборному пункту на юго-восточной окраине Батайска у переезда через железнодорожную насыпь около 10 часов утра после перехода по сильно занесенной снежными сугробами дороге. Терцы и Кубанцы генерала Топоркова были уже на месте, Терцы в резерве, а Кубанцы, высланные навстречу красным, отходили сильно растянутой лавой перед подавляющими силами Буденного и были уже совсем близко от окраины Батайска. Полки генерала Барбовича, и с ними Терцы, на широких аллюрах перескочили по переезду через железнодорожную насыпь и, на ходу разворачиваясь, пошли в атаку. Их неожиданное появление из-за насыпи, скрывшей их подход, и стремительность атаки ошеломили красных, видевших Батайск уже почти взятым без серьезного сопротивления. Атакующим полкам представилась незабываемая картина: совершенно ровная, покрытая девственным белым снегом широкая, искрящаяся на утреннем солнце степь с разбросанными по ней маленькими курганами. Совсем близко отходящая жиденькая лава кубанцев, а у нее на плечах густая лава красных с вкрапленными в ней пулеметными тачанками. Дальше за лавой чернели три квадрата резервных порядков, по-видимому, бригад; между ними и на флангах – снимающиеся с передков на открытой позиции орудия и вспышки первых выстрелов, а на курганах группы наблюдателей и начальства – батальная картина Наполеоновских времен!


Атака мгновенно опрокинула красную лаву, налетела на ее плечах на не успевшие еще развернуться резервные порядки, разметала их, и вся эта масса перемешавшихся всадников, пулеметных тачанок и орудий неудержимо понеслась, коля и рубя, на восток, к плавням и переправам. Бешеная скачка промчалась версты 3 – 3 1/2, пока не выдохлись кони. Части затем начали собираться, приводиться в порядок, и постепенно завязался огневой бой, продвинувшийся еще немного на восток. Разворачиваясь после переправы на Батайск, Буденный загнул свой левый фланг, выслав заслон в направлении хутор Злодейский – станица Хомутовская. 4-й Донской конный корпус генерала Павлова начал с утра (в 9 часов, по сведениям донской армии) вытягиваться из Хомутовской на Ольгинскую и разворачиваться с целью сначала атаковать эту станицу и выбить из нее красных. Появление на его фланге заслона Буденного, действовавшего очень напористо, и разгоревшийся под Батайском бой заставили генерала Павлова изменить первоначальное направление и выйти главными силами корпуса западнее Ольгинской, на левый фланг Конной армии Буденного, отброшенной от Батайска нашей атакой».
А вот как описал в воспоминания этот бой Семен Михайлович Буденный: «С рассветом 19 января 4-я и 11-я кд перешли в энергичное наступление, имея задачу выйти на линию Кагальницкая – Азов – Кулешевка – Койсуг – Батайск – Злодейский. 6-я дивизия использовалась для развития успеха 4-й и 11-й дивизий. Однако противник, заняв выгодные позиции у Батайска и сосредоточив крупные силы конницы, артиллерии и пулеметов, при активной поддержке бронепоездов сковал наши части сильным пулеметно-артиллерийским огнем и сорвал наступление. На ночь дивизии отошли». По официальным данным штаба Донской армии генерал Топорков с одной кубанской дивизией атаковал красных и стал теснить их. Но те, подтянув резервы,начали теснить уже кубанцев. Однако в этот момент подошедший Барбович вместе с Терской дивизией Топоркова сходу атаковал буденновцев, смял их и начал преследовать. К преследованию подключились казаки 4-го Донского корпуса, и противник «начал поспешное отступление, преследуемый нами до темноты».
Во время этого сражения был ранен лично руководивший боем генерал С. М. Топорков. «Отступление скоро перешло в беспорядочное бегство. Красные бросали орудия, пулеметы, ящики со снарядами» – вспоминал участник тех событий Евгений Ковалев. 40 орудий и много обозов провалилось и застряло в болоте. Но и сводный Кубано-Терский корпус генерала Топоркова, насчитывавший всего 1.580 шашек, понес большие потери даже на фоне других белых частей, бывших в бою. Генерал-майор В. К. Агоев по окончанию боя сообщил Войсковому атаману Г. А. Вдовенко сто: «В настоящее время дивизия в тактическом отношении сведена в четырехсотенный полк в 516 шашек с одним орудием…».

В это время на других участках фронта войска VIII-й Красной армии взяли Сулин и Дарьевскую. Войска IX-й Красной армии выдвинулись на рубеж Старочеркасская, Багаевская, а X-й армии – на рубеж Холодный, Каргальская, Ремонтное. После контрудара конного корпуса генерала С. М. Топоркова, кавалерийской бригады генерала И. Г. Барбовича и 4-го Донского корпуса генерала А. А. Павлова VIII-я армия также была отброшена за реку Дон.

21 января к северо-востоку от Батайска Кубано-Терский корпус генерала В. К. Агоева (заменившего раненого Топоркова Э. Б.) совместно с корниловцами, сдержав наступление 33-й и 40-й дивизий, контратакой отбросил красных и гнал их к Нахичеванской переправе. Только сильный огонь многочисленной артиллерии с правого берега Дона, не позволивший казакам и добровольцам преследовать противника до самых переправ, спас Конную армию и пехоту красных от полного разгрома и уничтожения.
Первым и основным положительным фактором этой операции явился моральный подъем в казачьих частях. Миф о непобедимости конницы Буденного был развеян. А красные после поражения окончательно отказались прорвать фронт на участке Батайск – Ольгинская.
Эдуард Бурда, kazachestvokavkaza.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *