Общаясь с казаками из Америки во время всемирного конгресса, мне было очень интересно услышать из первых уст, как им живется в Калифорнии, почему хочется снега зимой, мягкого солнышка и едва распускающейся листвы весной на Пасху, как в России?
Сотвори милость
С Никитой Бьюик из Сан-Франциско я познакомилась в новочеркасском Войсковом Вознесенском кафедральном соборе. Он привез в дар казакам Дона икону Иоанна Шанхайского Чудотворца. Этот семиреченский казак говорил с явным американским акцентом.
– Казаки наши все разбросаны, редко встречаются, деятельности, как таковой, очень мало, – в словах Никиты звучала явная грусть. – Сам я в России обычно бываю два раза в год, но в этом году уже третья поездка. Я помог устроить благотворительную деятельность в Новосибирской епархии. Разговариваю с коллегами по телефону и общаюсь по скайпу чуть ли не ежедневно. Мы из-за рубежа помогаем строить храм в честь Новомучеников Российских в микрорайоне Ложок города Искитима.
Строительство ведется по благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона. Здесь, на окраине, в удивительно красивом месте течет целебный источник – Святой ключ. Он уже много лет является местом паломничества. Тысячи и тысячи верующих людей устремляются сюда. Паломники черпают и с благоговением пьют воду. Здесь погибло много наших братьев и сестер.
Святой ключ – это не просто живописное место с чистой и прохладной водой. Святость его тесно связана с трагической судьбой российского народа. Именно в этих местах когда-то действовал один из спецлагерей тоталитарного режима – Искитимский штрафной лагерь Сиблага. По свидетельству очевидцев, это был жестокий «каторжный лагерь», известный своей бесчеловечностью к заключенным всего Советского Союза. Это был лагерь уничтожения: неотвратимый силикоз (профессиональное заболевание легких, обусловленное длительным вдыханием пыли, содержащей свободную двуокись кремния) убивал многих заключенных в течение короткого времени. Вместе с уголовниками и штрафниками, отбывающими большие сроки за особо тяжкие преступления, содержались политические заключенные. Эти люди были неповинны, и теперь реабилитированы. Многие из них страдали за веру.
В окрестностях Искитима по молитвам страстотерпцев земли русской забил источник ключевой воды, исцеляющий страждущих. Святой ключ – нерукотворный памятник всем безвинно пострадавшим в годы безбожного лихолетья.
– Два года назад мы начали программу «Сотвори милость», – продолжает Никита Бьюик. – Кормим несчастных бездомных бомжей в Новосибирске, включая тех, которые живут, как говорится, «под мостом» или «в канализации». Более 300 обедов в день даем.
На средства, которые пожертвованы на нужды бездомных в Новосибирске, закуплены оборудование, термосы и прочие необходимые предметы. Кроме того, Никита и его супруга Надежда являются попечителями православной гимназии в Новосибирском Академгородке. В разговоре с гостем мне, конечно же, было интересно узнать, как живет казачество за океаном. Оказалось, что они организованы в Общеказачий союз.
– Но сейчас у нас пока нет атамана, – сообщил Никита. – Бывший ушел в отставку по глубокой старости, а нового еще не выбрали. Я – член этого союза, плачу взносы, но помимо благотворительности занимаюсь еще многими другими делами. Я – староста Свято-Скорбященского собора в Сан-Франциско. Это очень утомительная должность, если разрешите, так сказать. Очень много работы, но зато у нас, может быть, самый активный приход в Зарубежье. У нас прекрасный храм, добропорядочная паства, много молящихся, много приезжих паломников и туристов.
Аскетический подвиг и чудеса святителя Иоанна
Живущие в чужой стране русские говорят: «У нас в Америке в храм к Богу людей приводит общее горе, ведь это горе, когда человек по какой-то причине оставил свою Родину».
За двести лет существования там православия, появились и свои святые, мученики, чудотворцы. Например, святитель Иоанн Шанхайский, мощи которого хранятся в Свято-Скорбященском храме Сан-Франциско.
Он родился в селе Адамовка Харьковской губернии в 1896 году в дворянской семье Максимовичей. По окончании юридического факультета, уже во время Гражданской войны, будущий владыка, тогда еще Михаил Максимович, вместе с родителями переехал в Югославию. Там он окончил богословский факультет Белградского университета и в 1926 году принял постриг. Студенты сербской семинарии в городе Битоль, где преподавал иеромонах Иоанн, первыми обнаружили его аскетический подвиг: они заметили, что он никогда не ложится спать. Произошло это так: желая подшутить над учителем, студенты подкладывали ему под простыню кнопки. Но постель оставалась нетронутой. Иеромонах Иоанн ночью, молясь, обходил общежитие и осенял спящих семинаристов крестным знамением.
В 1936 году будущего владыку вызвали в Белград, чтобы возвести в епископы. Он считал это ошибкой и воспротивился, указывая на свое косноязычие (владыка страдал дефектом речи), ему ответили, что «и пророк Моисей был косноязычным». Епископа Иоанна направили в Шанхай, где проживала большая русская община – 12 тысяч человек, в основном это были те, кто бежал от коммунистов через Дальний Восток.
Первое, что он сделал в Шанхае, – открыл приют для сирот. Во всем, что не касалось церковной жизни, службы или учебы, владыка не был строгим. Он много внимания уделял молодежи, старался сделать так, чтобы она не растворились среди иностранцев, чтобы молодые люди общались друг с другом на русском языке. Ребята играли в городки, организовывали вечера и танцы. Причем, пока подходящего для танцев помещения не было, владыка благословлял завешивать алтарь занавеской и танцевать в храме, например, вальс.
В 1949 году к власти в Китае пришли коммунисты. Они показывали фильмы о том, как хорошо в СССР, давали бесплатные билеты на пароход. Кто-то вернулся в Союз, у кого была возможность – уехали в Австралию и в Европу, а примерно шесть тысяч человек отправились в лагерь Международной беженской организации на острове Тубабао на Филиппинах. Он известен бушующими на нем сезонными тайфунами и ураганами. Но за 27 месяцев, пока русские там находились вместе с владыкой Иоанном, тайфун случился только один раз, и то переменил свой курс, обойдя остров. Владыка искал новое место для беженцев: встречался с министрами, летал в Вашингтон в Белый дом и добился изменения американского закона (что немыслимо даже представить!), так что вся его паства, находившаяся на Тубабао, получила возможность перебраться в Калифорнию. После того как люди покинули остров, страшный тайфун разрушил лагерь до основания.
В1951 году владыку Иоанна назначили во Францию на Западноевропейскую кафедру. В Париже он занялся восстановлением почитания древних святых Западной Европы.
Новый и старый храмы
Приход сан-францисского православного собора был основан еще в 1927 году, задолго до приезда «шанхайцев». Через три года у местной епископальной общины выкупили здание, переоборудовали его в православном стиле и начали служить. За последующие тридцать лет большинство русских обжились в Сан-Франциско и переехали в более привлекательные районы города, а дома вокруг собора населили новые эмигранты, не православные. В районе стало небезопасно, и возникла необходимость в строительстве храма на новом месте, хотя старый собор действует и сейчас. На его аналое хранится мантия владыки Иоанна. На всех дверях алтаря изнутри есть замки, что удивительно, но объяснимо. Дело в том, что во время литургии здесь был Фавор! Да-да! Когда владыка молился, он приподнимался над землей, и чтобы не смущать никого, закрывал изнутри наполнявшийся нетварным Светом алтарь.
Возведение Нового собора начали в 1962 году, но в приходе возникли разногласия относительно финансовой стороны дела, и строительство пришлось приостановить. Для разрешения конфликтной ситуации на Западно-Американскую кафедру и назначили владыку Иоанна, ведь большинство прихожан были знакомы ему еще по Шанхаю.
Владыка оказался в центре событий – его самого обвинили в присвоении денег и посадили на скамью подсудимых. Хотя светский суд полностью оправдал святителя, конфликт не сразу удалось уладить. Но через три года строительство собора все-таки было завершено. Когда владыку спросили, кто был виноват в этой смуте, он ответил: «Дьявол». Святитель участвовал в установке крестов на куполах Нового собора и успел немного в нем послужить до того, как в 1966 году скончался в городе Сиэтле, куда ездил сопровождать Курскую коренную икону Божией Матери. Владыка умер во время молитвы, стоя на коленях перед иконой.
Город порока
Сегодня приход сан-францисского кафедрального собора – один из самых крупных в Америке, но все равно, относительно общего числа жителей, православных мало. Крестный ход на Пасху собирает в десятки раз меньше людей, чем ежегодный гей-парад. Сан-Франциско считается особенным, «свободным» городом, городом порока. Здесь зародилось движение хиппи и есть целый район, где живут однополые пары, действует множество очень сомнительных религиозных объединений, официально зарегистрирована церковь сатаны. Поэтому в соборе литургия служится каждый день, как делал при жизни и Владыка Иоанн.
Ирина Щербакова,
Новочеркасск, 2012 год.