Корабль с казачьей судьбой

Люди длинной памяти: правнук последнего наказного атамана ТКВ побывал в гостях у терцев.
24.03.2021
Страницы из жизни Владикавказского кадетского корпуса
25.03.2021

Говорят, что на судьбу очень влияет имя, которое дается при рождении. Во всяком случае жизненный путь морского судна с казачьим именем «Терец» очень похож на путь, пройденный в свое время станичным героем шолоховского романа. Корабль так же, как Григорий Мелихов, воевал и на стороне белых, и на стороне красных...

Земля изобилует металлами

Уроки, преподанные Кутузовым французам, не прошли даром – почти 40 лет Франция ничего не имела против России. Турция же, едва утерев разбитый нос, в 1827 году снова полезла на своего северного соседа и вновь оказалась битой. Анапу взяли российские моряки, и на этот раз османская империя окончательно запросила мира. По Андрианопольскому мирному договору к России отошли устье Дуная и все восточное побережье Черного моря, от устья Кубани до Поти.

События на международной арене развивались так, что Турции срочно понадобилась помощь России. Англия и Франция стремились завладеть проливами Босфор и Дарданеллы, науськали хедива Египта поднять восстание против Константинополя, и Мухаммед Али-паша стал угрожать ему захватом. Русский император Николай I здраво рассудил, что слабая Турция, обладающая проливами – зло меньшее, чем сильный Египет. В Александрию с ультиматумом отправился генерал-лейтенант Николай Николаевич Муравьев, а 8 февраля 1833 года эскадра Черноморского флота с десантом на кораблях бросила якорь в Босфоре. Султан, испугавшись демаршей Англии и Франции, потребовал убрать русские корабли. Командующий эскадрой контр-адмирал Михаил Лазарев, тот самый, что открыл человечеству Антарктиду, понимал, что свято место пусто не бывает, и русскую эскадру тут же сменит английская. Он не только не ушел, но и высадил десант в Константинополе. Пять месяцев над Босфором развивался Андреевский флаг.

Позже Франция жестоко поплатится за свою политику. Англичане дадут возможность прорыть Суэцкий канал, пустить его в эксплуатацию, ну а потом Франция вылетит из этой страны, как пробка из бутылки.

После того как Мухаммед Али-паша убрался восвояси, русская эскадра покинула Босфор. Англия продолжала мутить воду. Турки, еще недавно жаловавшие русских моряков медалями и пиастрами за спасение своей столицы, с подачи Англии, замутили на Кавказе восстание Шамиля, помогая английским оружием и снаряжением его мюридам.

В некоторые годы к берегам Кавказа подходило до 200 турецких и английских судов с оружием. В чем же причина такой тяги Англии к Кавказу? Вот, что писал один из эмиссаров в Лондон: «Земля эта изобилует металлами. В различных частях гор мы находим свинцовую и серебряную руду. Нам сказали, что в горах есть также золотые рудокопи. Черкесы полагают, что у берега существует каменный уголь, близ Анапы должны находиться нефтяные ключи».

Выпуск кораблей казачьей серии

После Крымской войны, согласно, унизительному Парижскому трактату, России было запрещено иметь флот на Черном море. Но в 1871 году канцлер Александр Михайлович Горчаков блестящим политическим маневром аннулировал его, и началось возрождение военного флота на Черном море.

Во время пограничного конфликта с Афганистаном в 1885 году Россия оказалась на грани войны с Англией, возникла угроза прорыва английских кораблей в Черном море. Для обороны черноморского побережья было принято решение об экстренном строительстве шести канонерских лодок. Строились они для десантных операций по захвату Босфора и Дарданелл. Русское Морское министерство разместило часть заказа на Севастопольском частном адмиралтействе Русского общества пароходства и торговли. Здесь началась постройка трех канонерских лодок – «Терец», «Кубанец» и «Уралец», и это было начало казачьей серии.

Все «казаки» строились на основе проекта легендарной канонерской лодки «Кореец», который сражался вместе со знаменитым крейсером «Варяг».

«Терец» имел водоизмещение 1224 тонны. Корпус с характерным для того времени, таранным форштевнем (носом) и округлой крейсерской кормой, шириной 12,2 метра и наибольшей длинной – 67,2 метра. Два винта вращались двумя паровыми машинами общей мощностью на полторы тысячи литров, осадка составляла 3,2 метра. Потребность корабля в электроэнергии обеспечивала электростанция 10,5 кВт. Кроме того, он мог нести косые паруса площадью 270 квадратных метров на трех мачтах. Вооружение корабля составляли: два 203-милиметровых орудия, одно 152-милиметровое образца 1884 года производства Обуховского завода, шесть 47-милиметровых скорострельных пушек. Имелись пушки 64 мм и 37 мм для установки на шлюпках и два носовых торпедных аппарата с шестью торпедами. Экипаж насчитывал 13 офицеров и 165 нижних чинов. По тому времени «Терец» считался отличным кораблем, имеющим скорость около 16 узлов и запас угля на 4750 ходовых мили. До первой мировой войны действия «Терца» сводились к учениям и маневрам. Изредка эта монотонная жизнь сменялась заграничным плаванием. «Терец», «Кубанец» и «Донец» ежегодно меняли друг друга – несли функции стационеров при русских посланниках в Турции и Греции.

В 1891 году все три судна участвовали в комплексных океанографических исследованиях. В 1912 году «Терец» был модернизирован на Николаевском судостроительном заводе. Устаревшие орудия заменили новыми скорострельными – 152 мм и 120 мм с унитарными патронами, артиллерию мелкого калибра заменили двумя 75-милиметровыми орудиями, поставили две пушки 37 мм с большой вертикальной наводкой и пулемет.

Боевая биография

Первая мировая война на Черном море началась в Одесской гавани с нападения двух турецких эсминцев под командованием немецких офицеров на «Донца», «Кубанца» и минного заградителя «Бештау». Торпедой был потоплен «Донец», артиллерийским огнем повержены «Кубанец» и «Бештау». Под ответным огнем с «Кубанца», получив повреждения, эсминцы ретировались, но наскочили на «Терца», который нес дозорную службу в районе Очакова. Он тоже добавил свою порцию «гостям». И если бы корабль обладал высокой скоростью, итог боя мог бы быть другим.

29 ноября 1914 года «Терец» вместе с «Кубанцем» вышли в море для прикрытия минных заградителей «Дунай» и «Бештау». При постановке минных заграждений в районе Одессы огнем своих орудий они прогнали немецкий крейсер «Гебен».

Первый бой канонерской лодки “Терец”

С приходом адмирала Александра Васильевича Колчака на должность командующего Черноморский флот перешел от обороны к нападению. В первый же день по приезду в Севастополь он вывел эскадру в море и повел к Босфору.

Попавшийся по дороге немецкий крейсер «Бреслау», после двух удачных в него попаданий, заскочил в Босфор, как собака в будку. Колчак вызвал по радио минный флот и засыпал Босфор минами. «Терец» вместе с линкором «Ростислав» подавлял береговые батареи турков, которые пытались помешать минным постановкам. В свой актив он записал 2 батареи, склад боеприпасов. «Терец» часто появлялся перед Босфором и вместе с эсминцами разгонял турецкие корабли, тралившие русские мины.

Корабль дожил до преклонных лет

В январе 1916 года главные силы Кавказского фронта начали наступление на Эрзерум. На приморском направлении целью операции было овладение крепостью Трапезунд (Трабзон). Корабли Батумского отряда под командованием капитана 1-го ранга Михаила Михайловича Римского-Корсакова оказывали содействие войскам приморского отряда. Линкор «Ростислав» вместе с «Терцем», «Кубанцем» и отремонтированным «Донцом» поддерживали артиллерийским огнем войска у рек Арахве, Вице, Беюк Дере, высаживали десанты в Ризе. Причем «Терец» действовал столь успешно, что при высадке войск на берег, не было потерь не только среди людей, но и десант не потерял ни одной лошади. За эту операцию экипаж «Терца» был причислен к гвардейскому. Трапезунд и Эрзерум к началу марта были взяты.

После «Брусиловского прорыва» Румыния объявила войну Австрии, и 12 августа1916 года «Терец», «Кубанец» и «Донец» вошли в Дунайский отряд, преобразованный позже в Дунайскую флотилию. Румыния начала войну с отступления. «Казаки», не приспособленные к речным фарватерам, все-таки обстреливали войска противника, сдерживая его наступление, но румыны продолжали отступать. 25 апреля были оставлены Черноводы, и канонерки, с трудом преодолев речные перекаты, прибыли в Браилов, а в начале 1917-го сражались с болгарами уже в Георгиевском рукаве. Черноморский флот захлестнула революционная вольница, и в ноябре он вообще прекратил боевые действия.

В январе 1918 года «Терец», «Кубанец» и «Донец» перешли на сторону советской власти. Эвакуируя войска, они вели тяжелые бои в районе порта Вилкова. Через два месяца «Кубанец» с изношенными механизмами и расстрелянной артиллерией прибыл в Севастополь, был законсервирован и поставлен на прикол. «Терец» подвергся тем же износам и в апреле после прихода в Севастополь был захвачен германскими войсками, потом попал в руки англо-французских интервентов и, наконец, в апреле 1919 года после передачи Врангелю вошел в состав Морских сил юга России.

Судьба «Терца» очень похожа на судьбу героя романа Михаила Шолохова «Тихий дон» Мелихова. Оба дрались и за «красных», и за «белых». В марте 1920 года «Терец» в бою под Керчью с бронепоездом РККА получил тяжелые повреждения. В период ремонта был модернизирован и с 1922 года стал называться «Знамя социализма»

Григорий Мелихов – фильм “Тихий Дон”

Немало и славно в последующие годы потрудился «Терец» и на мирном поприще. И в конце 1940 года, перед Великой Отечественной, был разобран на металлолом. Было этой канонерке из «казачьей» серии тогда 53 года – возраст, уже солидный для боевого корабля…

Вечная вам память, славные «морские казаки»!

Владимир Хестанов, Владикавказ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *